Сегодня все больше украинцев обращают внимание на китайские электрокары. Причина такого подхода довольно проста. «Китайцы» значительно доступнее европейских или американских аналогов. И при этом предлагают вполне конкурентные характеристики. От запаса хода в 300-500 км до современных аккумуляторов, разнообразия опций и даже функции автопилота.
Казалось бы, идеальный вариант. Однако здесь есть своя изюминка и одновременно проблема китайских моделей — собственный стандарт разъема. Поэтому совместимость зарядной станции под угрозой и пользователям обязательно нужны переходники для китайских электромобилей.
Разберемся подробнее, что нужно для зарядки в разных странах. Рассмотрим, какие бывают стандарты, какой переходник взять в Европу и как составить собственный набор адаптеров для путешествия, чтобы всегда иметь доступ к зарядке.
Почему в Европе нужен переходник на зарядку китайского авто?
- Type 2 (Mennekes) для переменного тока (AC);
- CCS Combo 2 для скоростной зарядки постоянным током (DC).
Именно такими коннекторами оборудовано большинство зарядных станций от Польши до Португалии. Выбор единого стандарта зарядки не был случайным. Европейские автопроизводители и регуляторы еще в начале эры электрокаров объединили усилия, чтобы создать унифицированную систему. В результате это упростило жизнь местным владельцам и способствовало развитию инфраструктуры. Ключевую роль здесь сыграли крупные автоконцерны, в частности, Volkswagen, BMW, Audi и Mercedes, которые активно внедряли CCS Combo 2 в свои модели, а также инвестировали в развитие зарядной инфраструктуры. А в 2013 году Европейская комиссия официально признала разъем Type 2 и его расширение CCS Combo 2 единственным стандартом для зарядки электромобилей в ЕС. Конечно, это не означает, что в сетях зарядных станций отсутствуют другие типы разъемов. Однако они встречаются реже.
Что касается китайских электромобилей, то здесь ситуация схожая и даже несколько более жесткая. В Поднебесной единственным стандартом на официальном уровне является GB/T. Им оснащаются абсолютно все китайские электромобили. Поэтому владельцы, например, BYD, XPeng, MG или NIO сталкиваются с тем, что не могут напрямую подключиться к зарядным станциям европейской сети. Переходники для китайских электромобилей в таком случае — обязательное условие. Но какой именно выбрать? Переходник CHAdeMO GBT DC, Type 2 GBT или CCS2 GBT DC? Разбираемся.
Особенности европейской сети и основные типы адаптеров для нее
Европа сегодня имеет одну из самых развитых сетей зарядных станций в мире. Точки подзарядки можно найти не только в крупных городах или небольших поселках, но и вдоль ключевых трасс и автомагистралей. Благодаря этому путешествовать на электромобиле здесь максимально удобно. Практически в любом регионе можно найти зарядку без долгих поисков и лишнего стресса.
Кроме базовых европейских стандартов Type 2 и CCS Combo 2 есть точки питания, оборудованные другими разъемами. В частности, старым японским CHAdeMO. В некоторых местах даже есть зарядки с портами GB/T, совместимыми с китайскими электрокарами. Однако это скорее исключение из правил. Рассчитывать на подобную удачу точно не стоит. Ведь можно остаться без питания в самый важный момент. Поэтому выбираем переходник на зарядку. Среди вариантов:
- Переходник Type 2 GBT. Золотой стандарт и must have водителя при путешествии по Европе на китайском электрокаре. Благодаря этому адаптеру обеспечивается медленная зарядка переменным током. Для скоростной зарядки электромобиля стоит рассмотреть вариант CCS Combo 2 GBT.
- Адаптер CHAdeMO GBT. Этот вариант позволяет заряжаться от старых, но до сих пор распространенных скоростных станций CHAdeMO. В Японии этот стандарт является основным, а в Европе встречается чаще всего во Франции, Испании и Португалии. Поэтому для этих стран переходник CHAdeMO GBT DC станет хорошим дополнением к арсеналу.
- Переходник CCS Combo 2 GBT DC. Позволяет подключиться к европейской сети скоростных зарядок.
Совместимость зарядных станций в разных странах Европы
В случае путешествия по Европе, переходники для китайских электромобилей стоит выбирать с учетом особенностей конкретных стран. В частности:
- В Центральной и Восточной Европе, а также странах Балтии сеть сейчас развивается бешеными темпами. Это касается как обычных станций переменного тока, так и быстрых вариантов зарядки постоянным током. Поэтому
- Германия и Австрия — это вообще настоящий рай для владельцев электрокаров. Здесь много CCS-станций, а также достаточно стандартных с разъемом Type 2. Вариант CHAdeMO встречается довольно редко. Поэтому для максимального комфорта и гибкости стоит иметь как медленный Type 2, так и переходник CCS2 GBT DC.
- Франция, Италия и Испания. В свое время во Франции получила широкое распространение сеть зарядных станций CHAdeMO. Однако затем их вытеснил общеевропейский стандарт Type 2, с дальнейшим развитием для скоростной зарядки. Поэтому адаптер CHAdeMO GBT, конечно, можно взять для региональных путешествий. Но гораздо важнее иметь при себе CCS2 GBT DC. В Испании и Португалии ситуация аналогична. А вот итальянская ближе к немецкой. CHAdeMO почти нет, доминирует исключительно CCS Combo 2.
- Страны Скандинавии. Бесспорным лидером по использованию электрокаров является Норвегия. Это сказывается и на инфраструктуре. Здесь можно найти буквально все возможные варианты подключения — от классических Type 2 до CCS Combo 2 и даже старых CHAdeMO. Главный акцент в стране сейчас делается на скоростных зарядных станциях. Поэтому переходник для зарядки CCS2 GBT DC здесь практически must-have. То же самое можно сказать о Швеции, Дании и Финляндии.
- С Великобританией и Ирландией ситуация немного специфическая. Из-за исторического развития здесь довольно много CHAdeMO. Однако это касается старых региональных сетей. В новых уже активно используются CCS Combo 2 и Type 2. Сетей с разъемом GB/T, к сожалению, нет.
- В Южной Европе и на Балканах сеть электрозаправок еще только развивается. Причем основная часть специализируется именно на Type 2. Скоростных CCS пока немного. А в небольших городках или курортных зонах вообще может быть довольно сложно найти станцию. Поэтому стоит приобрести переходник на обычную бытовую розетку (Schuko).
Как собрать оптимальный набор адаптеров для путешествия?
При планировании путешествия по Европе стоит взять с собой как минимум три адаптера для зарядки электрокара:
- Type 2 GBT;
- CHAdeMO GBT;
- переходник CCS2 GBT DC.
Дополнительно следует взять:
- переходник на обычную розетку;
- удлинитель для случаев удаленной инфраструктуры.
Такой набор закрывает до 95% возможных ситуаций в дороге. Это как аптечка: лучше иметь все необходимое и не использовать, чем застрять в дороге в чужой стране без необходимого оборудования.